среда, 12 июня 2013 г.

статья

Проблемы проектной деятельности школьников при изучении предметов естественнонаучного цикла.
     В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения для школы значительное внимание уделено
формированию метапредметных компетенций. Не вызывает сомнений важность данного вопроса для обеспечения успешности образования и дальнейшей жизнедеятельности школьников. Тем не менее, настораживает тенденция, которая уже складывается в школе: формирование метапредметных компетенций становится самоцелью в
ущерб изучению основного предмета. Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе в условиях реализации новых образовательных стандартов (ФГОС ООО) является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.
    
Проектная деятельность направлена на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Можно создать благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений обучающихся. Через проектную деятельность можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Проектная деятельность приближает процесс обучения к жизни, натурализирует его, оживляет духом времени, наполняет смыслом.
     Выпускник школы получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное
исследование, учебный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор
логических возможностей, математическое моделирование;
• использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как
абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с
другими известными фактами;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные
способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний,
за качество выполненного проекта.
     При построении учебно-исследовательского процесса учителю важно
учесть следующие моменты:
-тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и
совпадать с кругом интереса учителя;
– необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы,
иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет
проведён учителем безукоризненно правильно;
– организация хода работы над раскрытием проблемы исследования
должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед
другом и взаимопомощи;
– раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое
ученику, а уже потом науке.
     В рамках вышесказанного предлагаем организационно-содержательную модель организации проектной деятельности школьников по интеграции естественнонаучных дисциплин:







В результате возникает идея интеграции знаний, в первую очередь родственных предметов.
         Интеграция  – это процесс и результат достижения  целостности  содержания образования за счет установления внутри- и междисциплинарных связей,  взаимодействия между различными образовательными программами.
      В учебно-воспитательном процессе проектная деятельность может осуществляться на любом этапе:
1)  на этапе педагогических целей (ориентация на такие исследовательские качества личности, как активность, самостоятельность, креативность);
2)  на этапе содержания (интегрированные программы, учебные курсы);
3) на этапе сфер активности школьников (интегрированные уроки, экскурсии, конференции, проекты);
4) на этапе педтехнологий (вариативность интеграционных форм и методов педагогического воздействия).
     Плюсы проектной деятельности в образовании:
•        адекватность современному уровню научных представлений о мире;
•        возможность развернуть перед учеником многомерную картину мира в
         динамике, во множественных взаимосвязях;
•        расширение «горизонтов» в преподавании «собственного» предмета и
         осуществление новых перспектив деятельности;
•        стимул к поиску новых методических форм взаимодействия с
         учеником, соответствующих принципам интегративного подхода;
•        объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем,
         возможность учета ценностных ориентаций и мотивации обучаемых;
•        снятие перегрузки в учебном процессе, уменьшение количества
         предметов;
•        получение качественно нового педагогического результата

Недостатки:
       •   отсутствие учебно-методического комплекса;

      •    недостаточная подготовленность педагогов по данному
           направлению работы;

        За проектной деятельностью в образовании – будущее. Благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, они начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. Учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками.




Литература
1. Стандарты второго поколения Примерные программы по учебным
    предметам: Физика. Математика. Информатика и ИКТ. М.:
    «Просвещение»,2010г.
2. Федеральный закон об образовании от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об
    образовании в Российской Федерации».
 3. Алексашина И. Интегративный подход в естественнонаучном образовании
    // Народное образование. – 2001г. - № 1.
 4. Бородай А.А. Уроки на интегративной основе: Методическая разработка.
    – Днепропетровск, 2004г.
 5. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и
      практике. Монография, Екатеринбург. - гос. инж.-проект. ин-т, 1994.- 152
     с.
6. Данилюк А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании //
    Педагогика, 1998г. 
7. Стрелкова И.Л. Теоретическая основа понятия «интеграция». //
    Современные педагогические технологии как фактор формирования
    ключевых компетентностей участников образовательного процесса.

    Интегративное образование – Часть  3, Ярославль 2005г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий