Проблемы проектной деятельности школьников при
изучении предметов естественнонаучного цикла.
В условиях
реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового
поколения для школы значительное внимание уделено
формированию
метапредметных компетенций. Не вызывает сомнений важность данного вопроса для
обеспечения успешности образования и дальнейшей жизнедеятельности школьников.
Тем не менее, настораживает тенденция, которая уже складывается в школе:
формирование метапредметных компетенций становится самоцелью в
ущерб изучению
основного предмета. Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности
в основной школе в условиях реализации новых образовательных стандартов (ФГОС
ООО) является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную
деятельность.
Проектная деятельность направлена на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Можно создать благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений обучающихся. Через проектную деятельность можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Проектная деятельность приближает процесс обучения к жизни, натурализирует его, оживляет духом времени, наполняет смыслом.
Выпускник школы получит возможность
научиться:
•
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное
исследование,
учебный проект;
•
использовать догадку, озарение, интуицию;
•
использовать такие математические методы и приёмы, как перебор
логических
возможностей, математическое моделирование;
•
использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как
абстрагирование
от привходящих факторов, проверка на совместимость с
другими
известными фактами;
•
целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные
способности,
осваивать новые языковые средства;
•
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний,
за
качество выполненного проекта.
При построении учебно-исследовательского
процесса учителю важно
учесть
следующие моменты:
-тема
исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и
совпадать
с кругом интереса учителя;
–
необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы,
иначе
весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет
проведён
учителем безукоризненно правильно;
–
организация хода работы над раскрытием проблемы исследования
должна
строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед
другом
и взаимопомощи;
–
раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое
ученику,
а уже потом науке.
В рамках вышесказанного предлагаем
организационно-содержательную модель организации проектной деятельности
школьников по интеграции естественнонаучных дисциплин:
В
результате возникает идея интеграции знаний, в первую очередь родственных
предметов.
Интеграция – это процесс и результат достижения целостности
содержания образования за счет установления внутри- и междисциплинарных
связей, взаимодействия между различными
образовательными программами.
В учебно-воспитательном процессе проектная
деятельность может осуществляться на любом этапе:
1) на этапе педагогических целей (ориентация на
такие исследовательские качества личности, как активность, самостоятельность,
креативность);
2) на этапе содержания (интегрированные
программы, учебные курсы);
3)
на этапе сфер активности школьников (интегрированные уроки, экскурсии,
конференции, проекты);
4)
на этапе педтехнологий (вариативность интеграционных форм и методов
педагогического воздействия).
Плюсы проектной деятельности в образовании:
• адекватность современному уровню научных
представлений о мире;
• возможность развернуть перед учеником
многомерную картину мира в
динамике, во множественных
взаимосвязях;
• расширение «горизонтов» в преподавании
«собственного» предмета и
осуществление
новых перспектив деятельности;
• стимул к поиску новых методических форм
взаимодействия с
учеником, соответствующих принципам
интегративного подхода;
• объединение усилий разных специалистов в
решении общих проблем,
возможность учета ценностных ориентаций и
мотивации обучаемых;
• снятие перегрузки в учебном процессе,
уменьшение количества
предметов;
• получение качественно нового
педагогического результата
Недостатки:
•
отсутствие учебно-методического комплекса;
•
недостаточная подготовленность педагогов по данному
направлению работы;
За проектной деятельностью в образовании
– будущее. Благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и
всесторонняя картина мира, они начинают активно применять свои знания на
практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер.
Учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его
соотношение с другими науками.
Литература
1.
Стандарты второго поколения Примерные программы по учебным
предметам: Физика. Математика. Информатика
и ИКТ. М.:
«Просвещение»,2010г.
2.
Федеральный закон об образовании от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
3. Алексашина И. Интегративный подход в
естественнонаучном образовании
// Народное образование. – 2001г. - № 1.
4. Бородай А.А. Уроки на интегративной основе:
Методическая разработка.
– Днепропетровск, 2004г.
5. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в
педагогической теории и
практике. Монография, Екатеринбург. - гос.
инж.-проект. ин-т, 1994.- 152
с.
6.
Данилюк А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании //
Педагогика, 1998г.
7.
Стрелкова И.Л. Теоретическая основа понятия «интеграция». //
Современные педагогические технологии как
фактор формирования
ключевых компетентностей участников
образовательного процесса.
Интегративное образование – Часть 3, Ярославль 2005г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий