вторник, 9 февраля 2016 г.

Конспект урока

Тема урока: В мире кодов. Способы кодирования информации.

Цели урока:
Образовательные: 1) закрепление знаний об информационных процессах;
                                2) формирование у обучаемых основных понятий по теме: «код», «кодирование», «условный знак», 
                                    «декодирование»;
                                3) освоение обучающимися методов кодирования.
Развивающие: развитие умений кодирования и декодирования информации.
Воспитательные: 1)осознание обучающимися значения роли кодов в жизни человека;
                              2)воспитание чувства взаимопомощи через работу в парах, в малых группах.
Планируемые результаты:
·        предметные – получение обучающимися общих представлений о кодах и кодировании; формирование умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
·        метапредметные – формирование умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую;
·        личностные – понимание обучающимися значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.

Тип урока: урок «открытия»  нового знания.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
·        условный знак;
·        код;
·        кодирование;
·        декодирование
Материал к уроку: карточки с заданиями, ПК, учебник §7.

ЦОР:
презентация «Кодирование информации»




Ход урока

Этап/подэтап учебного занятия
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используемые ЭОР

Организационный момент

Актуализация познавательной деятельности

Приветствует детей

Задает вопросы:
Ребята, а как вы поняли, что урок начался?
Вы получили звуковой сигнал.
А вы солнышко на улице стало больше греть, о чем это вам говорит?
Какую информацию вы получаете от светофора?
О чем вы подумаете, если сработала сигнализация в машине?
Посмотрите, мы каждый раз получаем информацию от источника по каналу связи.
У людей канал связи - это органы чувств. Какие органы чувств вы знаете?
Всегда ли мы однозначно понимаем полученный сигнал? Давайте, вернемся к слову звонок. (Ведем рассуждение о разнообразии звонков).
Информация бывает разного вида: текстовая, числовая, графическая.
Слово книга может быть написано на разном языке. Число 12 в разных системах счисления.



Жесты тоже сигналы. Они всегда однозначны?
Что обозначает этот жест?
Многогранный смысл всем понятного жеста «окей». Известный во всем мире знак, образованный указательным и большим пальцами в форме цифры «ноль», существует уже более 2500 лет. Жест «окей» в разных странах отличается по своей смысловой расшифровке и имеет множество значений: «все отлично», «окей» - В США и ряде других стран; «пустышка», «ноль» - в Германии и Франции; «деньги» - в Японии.


Приветствуют учителя

Отвечают на вопросы:
Прозвенел звонок на урок.


Что наступает теплое время года.



Можно или нельзя переходить улицу.



Кто то - хочет угнать машину?








Рассматривают таблицу.


Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.



Нет, например.
Звонок по телефону, звонок в дверь, звонок будильника.



Слушают.










Высказывают предположения.


























 










Мотивационый этап














Открытие новых знаний.
































Самостоятельная работа


















Практическая работа
Учитель ставит проблему:
Дорогие мои ребята, я вчера получила интересное письмо (Приложение 1), но не смогла его прочитать. Зная, что иду к вам, принесла его. Можете вы его прочитать?

Что нам не хватает, чтобы прочитать сообщение!

Чем мы сегодня займемся на уроке?

Правильно, в информатике это кодирование информации.

Мы выяснили, что необходимо знать приемнику информации, для того, чтобы понимать смысл сообщений.
Надо знать правило, по которому можно их разгадать. Нужно заранее договориться о значении знаков, с помощью которых записана информация.
Чтобы понять сигнал (сообщение) нужен шифр, замена, код и др. Что такое код?
Для общения мы используем код: наш родной язык. С помощью нотных знаков кодируется любое музыкальное произведение. Правила дорожного движения закодированы с помощью дорожных знаков. Код используется для оценки знаний в школе.
Свой код имеет каждый населенный пункт. Как он  называется?
Индекс Гатчины - 188300


А как назвать обратный процесс кодирования?

Действия по восстановлению первоначальной формы представления принято называть декодированием.

Поработаем шифровальщиками. Учитель дает задание на карточках).

Проверим, как у вас развиты такие каналы передачи информации как слух и зрение.
Первое задание читает учитель. Второе и третье задание раздает карточки. (Приложение 4)
Посмотрите, как хорошо вы кодируете на уроках математики.

Компьютер не имеет органов чувств, но он тоже получает, обрабатывает и передает информацию. Вся информация в компьютере храниться в виде единиц и нулей. Учитель показывает примеры текстовой,
 графической и числовой информации.
Перед тем как вы сядете за компьютеры, вспомним технику безопасности поведения за компьютером.
Проговорим на примере правила декодирования графической информации – ребус. (Приложение 5)
Садитесь и откройте на рабочем столе файл «Ребус», нажмите F5.

Проверяем ответы.




Передают друг другу письмо.





Нет, нужен ключ. Письмо зашифровано.


Ключ или правило для расшифровки.

Расшифровкой.








Читают со слайда.



















Код – система это система условных знаков
для представления информации.
Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.








почтовый  индекс.








Высказывают предположения.


Слушают рассказ учителя.







Выполняют задание.



Первое задание выполняют на слух. Один ученик у доски.
Второе задание, используя визуализацию. Один ученик у доски.
Третье задание работа с табличной информацией. Индивидуально, самостоятельно.





















Техника безопасности.







Разбирают ребус с учителем.



Дети выполняют задание: разгадать ребус.
































 















Приложение  4.











 
























Физкультминутка
Устали, давайте отдохнем под в видеоинформацию
Делают упражнения под видео физкультминутки.

Видео










Работа в группах.






Видов кодирования информации существует очень много. Может, вы их знаете?
Рассказывает о наиболее известных кодах.
Подчеркивает, как важно многообразие окружающих нас кодов.

А сейчас, я думаю, вы готовы декодировать мое письмо. Делимся на 4 группы.
Учитель раздает карточки со словами из письма и ключ (Приложение 2,3).







Молодцы, а теперь попробуйте сами закодировать с помощью Азбуки Морзе слово: умножение.

















Декодируют с помощи ключа и выписывают слова на доске. 

Собираем слова в предложение со смыслом.
Получаем: «Решение трудной математической проблемы можно сравнить с взятием крепости». Наум Яковлевич Виленкин.
Кодируют слово «уравнение» в группах с помощью Азбуки Морзе.






 Приложение 2.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель обращается к обучающимся:
Что вы узнали на уроке?

Так какие способы кодирования мы рассмотрели?



Что мы уже знаем о кодировании?







Мы можем придумать свой способ кодирования?
Закодируйте с помощью Азбуки Морзе самостоятельно слово, которое отражает ваше впечатление от урока, потом предайте закодированное слово соседу, он его декодирует.
Друг за другом назовите декодированные слова.

Обучающиеся отвечают на вопросы:



Основные способы кодирования:
1)    графический (рисунки, значки)
2)      числовой
3)      символьный.
Одна и та же информация 
может быть представлена разными кодами (в разных формах).
Думаем да!

Кодируют слово свое индивидуально с помощью Азбуки Морзе, обмениваются с соседом по парте, декодируют слово соседа.
По цепочке говорят декодированные слова.
 




       
   
















Подводится итог урока:
С какой целью люди кодируют?
Используете ли вы кодирование при записи домашнего задания?
Какой код используют учителя, чтобы сообщить родителям о результатах вашей работы на уроке?

Отвечают на вопросы.








Дифференцированное домашнее задание.


1.      Обязательное: №6 стр 53 учебник
2.      Творческое дифференцированное: (по выбору)  а)Использовать известный код и написать сообщение из трех предложений соседу по парте.
б)Придумать код и написать сообщение из трех предложений соседу по парте.




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Дорогие друзья, вам послание от меня.



∙  - - ∙
∙  -  ∙
-  -  -
- ∙ ∙ ∙
∙  - ∙ ∙
     ∙
 -  -
- ∙ -  -


∙  ∙  ∙

∙  -  -
- - ∙ ∙
∙ - ∙ -
    -
  ∙  ∙
    ∙
  -  -

                                     
                                                                         

      -
  ∙  -  ∙
 ∙  ∙  -
 -  ∙  ∙
  -  ∙
-  -  -
∙  -  -  -

   ∙ ∙ ∙
 ∙ -  ∙
  ∙  -
  ∙ - -
  -  ∙
   ∙  ∙
    -
- ∙ ∙ -

                                                                                                                                         
                                                                 
                       


Ответ: «Решение трудной математической проблемы можно сравнить с взятием крепости».
                                                                                           Наум Яковлевич Виленкин.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Задание Команда 1

«Расшифровать следующие записи, используя таблицу азбуки Морзе»

∙  - - ∙
∙  -  ∙
-  -  -
- ∙ ∙ ∙
∙  - ∙ ∙
     ∙
 -  -
- ∙ -  -



∙  ∙  ∙

∙  -  -
- - ∙ ∙
∙ - ∙ -
    -
  ∙  ∙
    ∙
  -  -
 Ответ: проблемы, с взятием
Задание Команда 2

«Расшифровать следующие записи, используя таблицу азбуки Морзе»

      -
  ∙  -  ∙
 ∙  ∙  -
 -  ∙  ∙
  -  ∙
-  -  -
∙  -  -  -

   ∙ ∙ ∙
 ∙ -  ∙
  ∙  -
  ∙ - -
  -  ∙
   ∙  ∙
    -
- ∙ ∙ -
Ответ: трудной, сравнить.
Задание Команда 3





 «Расшифровать следующие записи, используя таблицу флажковой морской азбуки»

Ответ: можно, крепости

Задание Команда 4
«Расшифровать следующие записи, используя таблицу флажковой морской азбуки»

                                                                       
                                

Ответ: решение, математической

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.                                                                                           
                                               

                                 
      






                                                                                         
        
                                                                           
                                                 
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

ответы: 12. а) (3+4)∙4: (8-6)=14
                    б)   

              13.

Слагаемое 1
125
348
98
Слагаемое 2
66
21
210
Сумма
191
369
308             
125+66=191
348+21=369
98+210=308
  




ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

                                                                                                       
                                                                                   
                                                                                                             
                        








2 комментария: