Тема урока:
В мире кодов. Способы кодирования информации.
Цели урока:
Образовательные:
1) закрепление знаний об информационных процессах;
2) формирование
у обучаемых основных понятий по теме: «код», «кодирование», «условный
знак»,
«декодирование»;
3) освоение
обучающимися методов кодирования.
Развивающие:
развитие умений кодирования и декодирования информации.
Воспитательные:
1)осознание обучающимися значения роли кодов в жизни человека;
2)воспитание
чувства взаимопомощи через работу в парах, в малых группах.
Планируемые результаты:
·
предметные – получение обучающимися общих представлений
о кодах и кодировании; формирование умения кодировать и декодировать информацию
при известных правилах кодирования;
·
метапредметные – формирование умение
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или
знаково-символической формы в другую;
·
личностные – понимание обучающимися значения
различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.
Тип
урока:
урок «открытия» нового знания.
Основные
понятия, рассматриваемые на уроке:
·
условный
знак;
·
код;
·
кодирование;
·
декодирование
Материал
к уроку: карточки
с заданиями, ПК, учебник §7.
ЦОР:
презентация «Кодирование
информации»
Ход урока
Этап/подэтап учебного занятия
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Используемые ЭОР
|
Организационный
момент
Актуализация
познавательной деятельности
|
Приветствует детей
Задает вопросы:
Ребята, а как
вы поняли, что урок начался?
Вы получили
звуковой сигнал.
А вы солнышко
на улице стало больше греть, о чем это вам говорит?
Какую
информацию вы получаете от светофора?
О чем вы
подумаете, если сработала сигнализация в машине?
Посмотрите, мы
каждый раз получаем информацию от источника по каналу связи.
У людей канал
связи - это органы чувств. Какие органы чувств вы знаете?
Всегда ли мы
однозначно понимаем полученный сигнал? Давайте, вернемся к слову звонок.
(Ведем рассуждение о разнообразии звонков).
Информация
бывает разного вида: текстовая, числовая, графическая.
Слово книга
может быть написано на разном языке. Число 12 в разных системах счисления.
Жесты тоже
сигналы. Они всегда однозначны?
Что обозначает
этот жест?
Многогранный
смысл всем понятного жеста «окей». Известный во всем мире знак, образованный
указательным и большим пальцами в форме цифры «ноль», существует уже более
2500 лет. Жест «окей» в разных странах отличается по своей смысловой
расшифровке и имеет множество значений: «все отлично», «окей» - В США и ряде
других стран; «пустышка», «ноль» - в Германии и Франции; «деньги» - в Японии.
|
Приветствуют учителя
Отвечают на вопросы:
Прозвенел
звонок на урок.
Что наступает
теплое время года.
Можно или
нельзя переходить улицу.
Кто то - хочет
угнать машину?
Рассматривают
таблицу.
Зрение, слух,
обоняние, осязание, вкус.
Нет, например.
Звонок по
телефону, звонок в дверь, звонок будильника.
Слушают.
Высказывают
предположения.
|
|
Мотивационый
этап
Открытие
новых знаний.
Самостоятельная
работа
Практическая
работа
|
Учитель ставит проблему:
Дорогие мои
ребята, я вчера получила интересное письмо (Приложение 1), но не смогла его
прочитать. Зная, что иду к вам, принесла его. Можете вы его прочитать?
Что нам не
хватает, чтобы прочитать сообщение!
Чем мы сегодня
займемся на уроке?
Правильно, в
информатике это кодирование информации.
Мы выяснили, что
необходимо знать приемнику информации, для того, чтобы понимать смысл
сообщений.
Надо знать
правило, по которому можно их разгадать. Нужно заранее договориться о
значении знаков, с помощью которых записана информация.
Чтобы понять
сигнал (сообщение) нужен шифр, замена, код и др. Что такое код?
Для общения мы
используем код: наш родной язык. С помощью нотных знаков кодируется любое
музыкальное произведение. Правила дорожного движения закодированы с помощью
дорожных знаков. Код используется для оценки знаний в школе.
Свой код имеет
каждый населенный пункт. Как он
называется?
Индекс Гатчины
- 188300
А как назвать
обратный процесс кодирования?
Действия по
восстановлению первоначальной формы представления принято называть декодированием.
Поработаем
шифровальщиками. Учитель дает задание на карточках).
Проверим, как
у вас развиты такие каналы передачи информации как слух и зрение.
Первое задание
читает учитель. Второе и третье задание раздает карточки. (Приложение 4)
Посмотрите,
как хорошо вы кодируете на уроках математики.
Компьютер не
имеет органов чувств, но он тоже получает, обрабатывает и передает
информацию. Вся информация в компьютере храниться в виде единиц и нулей.
Учитель показывает примеры текстовой,
графической и числовой информации.
Перед тем как
вы сядете за компьютеры, вспомним технику безопасности поведения за
компьютером.
Проговорим на
примере правила декодирования графической информации – ребус. (Приложение 5)
Садитесь и
откройте на рабочем столе файл «Ребус», нажмите F5.
Проверяем
ответы.
|
Передают друг
другу письмо.
Нет, нужен
ключ. Письмо зашифровано.
Ключ или
правило для расшифровки.
Расшифровкой.
Читают со
слайда.
Код – система это
система условных знаков
для представления информации.
Кодирование – это
представление информации с помощью некоторого кода.
почтовый индекс.
Высказывают
предположения.
Слушают
рассказ учителя.
Выполняют
задание.
Первое задание
выполняют на слух. Один ученик у доски.
Второе задание,
используя визуализацию. Один ученик у доски.
Третье задание
работа с табличной информацией. Индивидуально, самостоятельно.
Техника
безопасности.
Разбирают
ребус с учителем.
Дети выполняют
задание: разгадать ребус.
|
Приложение 4.
|
Физкультминутка
|
Устали,
давайте отдохнем под в видеоинформацию
|
Делают
упражнения под видео физкультминутки.
|
Видео |
Работа в группах.
|
Видов
кодирования информации существует очень много. Может, вы их знаете?
Рассказывает о
наиболее известных кодах.
Подчеркивает,
как важно многообразие окружающих нас кодов.
А сейчас, я
думаю, вы готовы декодировать мое письмо. Делимся на 4 группы.
Учитель
раздает карточки со словами из письма и ключ (Приложение 2,3).
Молодцы, а
теперь попробуйте сами закодировать с помощью Азбуки Морзе слово: умножение.
|
Декодируют с
помощи ключа и выписывают слова на доске.
Собираем слова
в предложение со смыслом.
Получаем:
«Решение трудной математической проблемы можно сравнить с взятием крепости».
Наум Яковлевич Виленкин.
Кодируют слово
«уравнение» в группах с помощью Азбуки Морзе.
|
Приложение 2.
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
|
Учитель обращается к обучающимся:
Что вы узнали на
уроке?
Так какие
способы кодирования мы рассмотрели?
Что мы уже
знаем о кодировании?
Мы можем
придумать свой способ кодирования?
Закодируйте с
помощью Азбуки Морзе самостоятельно слово, которое отражает ваше впечатление
от урока, потом предайте закодированное слово соседу, он его декодирует.
Друг за другом
назовите декодированные слова.
|
Обучающиеся отвечают на вопросы:
Основные
способы кодирования:
1) графический (рисунки, значки)
2)
числовой
3)
символьный.
Одна и та же
информация
может быть представлена разными кодами (в разных формах).
Думаем да!
Кодируют слово
свое индивидуально с помощью Азбуки Морзе, обмениваются с соседом по парте,
декодируют слово соседа.
По цепочке
говорят декодированные слова.
|
|
Подводится итог урока:
С какой целью
люди кодируют?
Используете ли
вы кодирование при записи домашнего задания?
Какой код
используют учителя, чтобы сообщить родителям о результатах вашей работы на
уроке?
|
Отвечают на вопросы.
|
||
Дифференцированное домашнее задание.
|
1.
Обязательное:
№6 стр 53 учебник
2.
Творческое
дифференцированное: (по выбору) а)Использовать
известный код и написать сообщение из трех предложений соседу по парте.
б)Придумать код и написать
сообщение из трех предложений соседу по парте.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Дорогие
друзья, вам послание от меня.
∙ - - ∙
|
∙ - ∙
|
- - -
|
- ∙ ∙ ∙
|
∙ - ∙ ∙
|
∙
|
- -
|
- ∙ - -
|
∙ ∙ ∙
|
∙ - -
|
- - ∙ ∙
|
∙ - ∙ -
|
-
|
∙ ∙
|
∙
|
- -
|
-
|
∙
- ∙
|
∙
∙ -
|
-
∙ ∙
|
- ∙
|
- - -
|
∙ -
- -
|
∙ ∙ ∙
|
∙ - ∙
|
∙ -
|
∙ - -
|
- ∙
|
∙ ∙
|
-
|
- ∙ ∙ -
|
Ответ: «Решение
трудной математической проблемы можно сравнить с взятием крепости».
Наум Яковлевич Виленкин.
ПРИЛОЖЕНИЕ
2.
Задание
Команда 1
«Расшифровать следующие записи, используя таблицу
азбуки Морзе»
∙ - - ∙
|
∙ - ∙
|
- - -
|
-
∙ ∙ ∙
|
∙ - ∙ ∙
|
∙
|
- -
|
-
∙ - -
|
∙ ∙ ∙
|
∙ - -
|
- - ∙ ∙
|
∙ - ∙ -
|
-
|
∙ ∙
|
∙
|
- -
|
Ответ:
проблемы, с взятием
Задание
Команда 2
«Расшифровать следующие записи, используя таблицу
азбуки Морзе»
-
|
∙ - ∙
|
∙ ∙ -
|
- ∙ ∙
|
- ∙
|
- - -
|
∙ - - -
|
∙ ∙ ∙
|
∙ - ∙
|
∙ -
|
∙ - -
|
- ∙
|
∙ ∙
|
-
|
- ∙ ∙ -
|
Ответ: трудной, сравнить.
Задание
Команда 3
«Расшифровать
следующие записи, используя таблицу флажковой морской азбуки»
Ответ:
можно, крепости
Задание
Команда 4
«Расшифровать следующие записи, используя таблицу
флажковой морской азбуки»
Ответ: решение, математической
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ
4.
ответы: 12. а) (3+4)∙4: (8-6)=14
Слагаемое 1
|
125
|
348
|
98
|
Слагаемое 2
|
66
|
21
|
210
|
Сумма
|
191
|
369
|
308
|
125+66=191
|
348+21=369
|
98+210=308
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
5.
отличный урок
ОтветитьУдалитьЦОР дважды в уроке, а оценивания и УУД нет
ОтветитьУдалить