пятница, 1 февраля 2013 г.

элективный курс

Предлагаю на обсуждение!

Программа элективного курса «Интеграция предметов естественно – научного цикла: физика, математика, химия и информатика и ИКТ».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
     Тематическое планирование элективного курса составлено в соответствии со следующими документами:
1.     Концепция модернизации российского образования.
2.     Приказ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
3.     Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
4.     Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях  2011 – 2012 учебный год.

     Особую трудность у учащихся вызывает решение интегрированных задач в предметах естественно – научного цикла.  Тем было вызвано мое решение составления данного элективного курса.

  
  В новом образовательном стандарте на второй ступени среднего образования, т. е. в средней школе (9 класс) предусмотрено изучение элективных курсов. Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями физики, математики и химии, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня физической, математической и химической подготовки школьников, независимо от специальностей, которую они изберут в дальнейшем. Для жизненной самореализации, возможности продуктивной деятельности в информационном мире требуется прочная подготовка.
    Компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требуют грамотности человека почти на каждом рабочем месте. Это предполагает и конкретные физические, математические, химические знания и ИКТ-компетентность, и определяет стиль мышления.
     Настоящая программа разработана для обеспечения профессиональной подготовки, для профессионального самоопределения. Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ, собирающих успешно пройти ГИА и продолжить обучение на физико – математическом, химическом или технологическом профиле.
    Учебно – методический комплекс по элективному курсу включает учебные пособия, цифровые образовательные ресурсы и электронные образовательные ресурсы. Комплекс является интегрированной обучающей средой. Учебные пособия содержат необходимый теоретический материал. Методическая поддержка курса реализуется в Интернете.
     Основным методом обучения в данном элективном курсе является метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. В курсе реализуются и другие формы организации учебных занятий: лекция, практическая и лабораторная работа, тестовые занятия в сочетании индивидуальной и групповой форм деятельности. Разнообразный дидактический материал из курсов физики, химии, математики  и информатики и ИКТ дает возможность отбирать задания для учащихся разной степени подготовки.
     Контроль уровня освоения данного элективного курса осуществляется через защиту проектов, тестирование, участие в конкурсах различного уровня.
    Организация учебного процесса проходит в двух взаимосвязанных формах:
1.     урочная форма, в которой объясняется материал, решаются задачи, выполняются практические и лабораторные работы, тестовые задания, в ходе которых учитель консультирует учащихся;
2.     внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков выполняют проекты, работают с цифровыми и электронными ресурсами, проходят тесты.
     Цель курса:
·        обобщение, систематизация, расширение и углубление физических, математических, химических  знаний, необходимых для применения в практической деятельности, для продолжения обучения на физико-математическом, химическом или технологическом профиле;
·        интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в обществе;
·        формирование представления о предметах естественно – научного цикла как части общечеловеческой культуры;
·        понимания значимости предметов естественно – научного цикла для научно – технического процесса;
·        углубление курса физики, математики, химии и информатики для успешного прохождения ГИА.
     Требования к умениям и знаниям:
·        умение решать интегрированные задачи из курса физики, математики и химии;
·        уметь создавать информационные модели объектов и процессов из предметов естественно – научного цикла;
·        уметь создавать модели с использованием языка программирования Pascal;
·        уметь проводить виртуальные эксперименты и анализировать полученные результаты.
     Курс рассчитан на 34 часа в год, по 1 часу в неделю.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Интеграция предметов естественно – научного цикла:
      физика, математика, химия и информатика и ИКТ»
     В планировании пять больших тем разбиты на подтемы, в каждой выделены часы на теорию, практическую работу, лабораторную работу и защиту проекта.
1.     Множества (4 часов).
2.     Системы счисления (5 часов).
3.     Графики (8 часов).
4.     Силы в природе (12 часов).
5.     Молекулярно кинетическая теория и ядерные реакции (5 часов).
Дата
Тема занятия
Вид, форма деятельности
I.                   МНОЖЕСТВА  (4 часа)
1.
Понятие множества. Круги Эйлера.Лекция
2.
Множество чисел на координатном луче.Практическая работа с использованием ЦОР и ЭОР
3.
Операции с множествами.Практическая работа с использованием ЦОР и ЭОР
4.
Зачетное занятие.Тест
II.  СИТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ (5 часов)
5.
Формы записи числа.Практическая работа с использованием ЦОР и ЭОР
6.
Системы счисления.Лекция
7.
Правила перехода из одной системы счисления в другую.Практическая работа с использованием ЦОР и ЭОР
Дата
Тема занятия
Вид, форма деятельности
8.
Арифметические действия в двоичной системе счисления.Практическая работа с использованием ЦОР и ЭОР
9.
Зачетное занятие.Защита проекта
III. ГРАФИКИ (8 часов)
10.
Понятие функции, графика.Лекция
11.
Виды функций и их графики.Лекция. Практическая работа с использованием ЦОР и ЭОР
12.
Механическое движение.Лекция
13.
Равномерное движение.Практическая работа с использованием ЦОР и ЭОР
14.
Равноускоренное движение.Практическая работа с использованием ЦОР и ЭОР
15.
Движение под углом к горизонту (баллистическое движение).Практическая работа с использованием ЦОР и ЭОР
16.
Решение интегрированных задач физика + математика.Практическая работа с использованием ЦОР и ЭОР
17.
Зачетное занятие.Защита проекта
IV. СИЛЫ В ПРИРОДЕ (12 часов)
18.
Понятие вектора. Действия с векторами.Лекция
19.
Сила. Виды сил в природе. Равнодействующая сила. Графическое изображение сил.Лекция. Практическая работа с использованием ЦОР и ЭОР
Дата
Тема занятия
Вид, форма деятельности
20.
Движение тела по окружности. Силы при движении по окружности.Практическая работа с использованием ЦОР и ЭОР
21.
Статика.Лекция. Практическая работа с использованием ЦОР и ЭОР
22.
Язык программирования Pascal. Основные операторы.Free Pascal
23.
Линейный алгоритм.Лекция. Free Pascal
24.
Условный оператор.Лекция. FreePascal
25.
Решение задач.FreePascal
26.
Решение задач.FreePascal
27.
Решение задач.FreePascal
28.
Решение задач.FreePascal
29.
Зачетное занятие.Защита проекта
V. МОЛЕКУЛЯРНО КИНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ЯДЕРНЫЕ РЕАКЦИИ (5 часов)
30.
Строение атома.Лекция. Практическая работа с использованием ЦОР и ЭОР
31.
Ядерные реакции.Лекция. Практическая работа с использованием ЦОР и ЭОР
32.
Электролиз.Лекция. Практическая работа с использованием ЦОР и ЭОР

Дата
Тема занятия
Вид, форма деятельности
33.
Решение интегрированных задач физика + химия.Практическая работа с использованием ЦОР и ЭОР
34.
Зачетное занятие.Тест

Комментариев нет:

Отправить комментарий